Когда речь идёт о Франции или мы задумываемся о чём-то поистине оригинальном, родом из этой страны, в первую очередь на ум приходят духи, сыр, вино и круассаны! Воображение неизменно рисует картину Эйфелевой башни и Триумфальной арки на фоне Елисейских полей, Наполеона и многочисленных Людовиков, Дюма и его мушкетёров.
Мы говорим «французская парфюмерия», «мода» или «вино», интуитивно подразумевая, что речь идёт о понятиях или вещах превосходного качества. Символ этой страны неразрывно связан для нас с определением прекрасного, безупречного, лучшего, примера для подражания, некоего «savoir vivre» (фр. «умения жить»), которое здесь превратилось в целое искусство.
Франция с давних времен считается законодателем моды и стиля, так называемого «хорошего тона» (противоположность «мовэ тон», фр. «mauvais ton») в одежде и вкусе. Как известно из истории, именно король Людовик XIV, король Солнца, научил весь мир ходить на каблуках! Из-за своего небольшого роста монарх использовал эту хитрость, по его примеру модной уловкой воспользовался весь двор, а спустя некоторое время и вся Франция, мужчины и женщины, носили высокие каблуки. С возрастом облысев, Людовик стал носить еще и парик, тем самым утвердив новую моду мужского («версальского») костюма, который включал не только данный обязательный аксессуар, но необходимый «макияж» — напудренное лицо с густыми румянами и шляпой со страусиными перьями на голове.
Теперь этот образ приобрел мировую известность, благодаря многочисленным фильмам, посвященным истории этой страны. Ведь все мы видели короля Людовика!
Кстати, и кинематограф зародился именно во Франции. Родиной считается город Лион, он же признанная столица кулинарии. В то время как знаменитый кинофестиваль проходит в роскошных Каннах, а первый показ «синематографа Братьев Люмьер» состоялся в Париже в 1895 году в «Гран-кафе». В своем стремительном развитии французское кино подарило нам много талантливых актёров и «звёзд» первой величины, среди которых Одри Тоту, Ален Делон, Пьер Ришар, Изабель Аджани, Пьер Бланшар.
Из фильмов о Франции и произведений искусства её талантливых сынов мы можем судить об истинной красоте этой великой и свободной во всех планах республики.
Франция словно сокровищница для всего остального мира, которой остальные страны лишь подражают, черпают и заимствуют её бесконечные богатые ресурсы. Словно берут рецепт у шеф-повара. Но его секрет остается навеки с ним. Так как оценить и почувствовать всю красоту и величие Галии, её самобытность можно только оказавшись там. Но единожды побывав, невозможно не полюбить Францию.
Недаром страна стала «второй родиной» для многих российских эмигрантов. Судьбы целой плеяды деятелей искусства, писателей, поэтов, композиторов, художников, философов, военных и политиков оказались неразрывно связаны с Францией.
Русские эмигранты внесли «золотой» вклад в развитие мировой культуры, но всё это было бы невозможно, если бы они ни обрели свой «второй дом» и убежище в гостеприимной стране.
Сергей Дягилев организовал в Париже выставку русских художников, затем музыкальный салон и балетные «Русские сезоны».
Игорь Стравинский — композитор, живший и работавший во Франции, его именем названа одна из площадей в Париже.
Иван Бунин — классик русской литературы, лауреат Нобелевской премии.
Андрей Тарковский — кинорежиссер с мировым именем.
Это лишь немногие примеры гения, которые эмигрировали в свое время во Францию.
Взаимоотношение французской и русской культур имеют свою давнюю историю, которая началась тысячу лет назад с дочери Ярослава Мудрого, которая вышла замуж за короля Генриха I и стала известна как Анна Русская. Она привезла с собой Евангелие, на котором затем приносили присягу монархи.
В XVIII Франция становится эталоном образованности, культуры, нравов. Представители русской знати восхищались умением парижан проводить маскарады, балы, приемы. В то время вошло в моду жить на французский манер. Это касалось обустройства жилья и быта, стиля одежды, кулинарии. Дворяне не только читали, писали, но и думали по-французски, а нередко и общались на нём лучше, чем на родном языке.
Взаимосвязь двух стран очевидна и повседневна и в настоящее время. Мы и не замечаем, как употребляем французские слова, которые для нас стали неразличимыми на слух и заметно «обрусели». Бланк (фр. «blanc»), бордовый (фр. «bordeaux»), гарнир (фр. «garnir»), шанс (фр. «chance», азарт (фр. “hazard»). И так можно перечислить половину лексического запаса русского языка, который со времен А.С.Пушкина был обогащен за счёт своего европейского современника. Французский язык словно красивая мелодия, сыгранная словами и переигранная затем на наш манер.
И по сей день Франция и Россия продолжают сохранять тесную культурную дружбу, преемственность и связь. 2010 был официально объявлен годом двух стран. 2017 станет «годом Петра Великого» и будет посвящен развитию культурно-туристических маршрутов между двумя державами. В этом году исполнится 300 лет со дня первого визита великого императора в Париж.
Обмен гражданами между Францией и Россией продолжается. Многие современники находят идеалистическое и политическое убежище в Великой Республике. Из известных нам французов по своему давнему желанию Жерар Депардье получил российское гражданство.
Известный русский публицист Дмитрий Глуховский писал: «Русскому человеку вообще свойственно любить Францию, это он еще у советского человека унаследовал. Проведи сейчас на улице опрос — по какой из европейских стран надлежит немедленно нанести ядерный удар — Франция, наверное, единственная уцелеет. К Франции ни у кого нет претензий»
Во Франции все мечтают отдыхать, работать и учиться. Узнав эту страну один раз, увидев Ниццу, Канны, Париж, не хочется «умирать», хочется жить и быть постояльцем этих мест.